Классная работа!

Признание в любви к профессии.

Где еще можно ежедневно убеждаться в том, что твоя работа классная? Конечно, в школе! Ведь именно эти два слова как признание в любви к собственной профессии миллионы учителей пишут каждое утро на доске. Такую оригинальную мысль преподаватель гимназии №4 Великого Новгорода Дарья ЦВЕТКОВА записала в своей визитной карточке участника конкурса «Учитель года»-2021. Афористичное высказывание свидетельствует и о преподаваемом предмете педагога – Дарья Сергеевна, конечно же, учитель русского языка и литературы!

Немного цифр. Педагогический стаж Дарьи Цветковой – семь лет. Молодая преподавательница стала пятым по счету участником конкурса «Учитель года» из гимназии №4 и… пятым представителем этого педагогического коллектива, кто вы­играл конкурс на региональном этапе и представил Новгородскую область в финале.

Несколько удивительных фактов. Мама Дарьи Цветковой родом из Новгородской области, папа – из Мурманской. Встретились родители в городе на Неве, но судьба вернула семью в Новгород, где и родились Даша и ее сестра-близнец. Даша появилась на свет старше сестренки Насти на час. Учились девочки в одной школе, потом в одном университете, на одном факультете, обе теперь работают учителями русского языка и литературы, и обе… принимали участие в конкурсе «Учитель года», только в разное время! Анастасия Сергеевна Яцковская скоро возвратится после декрета на работу в одну из новгородских школ и планирует вновь попробовать свои силы в этом конкурсе, а опыт сестры ей, несомненно, поможет.

Новгородчина исстари славилась красотой своих девушек. Решив выбрать для урока на федеральном этапе конкурса «Учитель года» наряд, стиль и даже говор новгородской красавицы прошлых веков, Дарья Цветкова не только не прогадала – слилась с этим образом совершенно органично. Красота дана нашей героине от природы, а вот костюм и роскошный головной убор «Учителю года» предоставил один из новгородских турцентров со строгим наказом беречь реквизит, так что в течение всей поездки на конкурс, как шутит преподавательница, она больше всего думала об этом предмете.

– На федеральном этапе я выступала на уроке в образе боярыни, жительницы Великого Новгорода, прославлявшей знаменитого былинного героя, сказочного персонажа – купца Садко, – рассказывает Дарья Цветкова. – Обратилась к детям так: «Зовут меня Дарьей, а по изотчеству – Сергеевной, приехала в гости я в ваш славный город Ростов-на-Дону из древнего Великого Новгорода, привезла поклон дружеский! Из города я одиннадцати веков, и вам, чадушки милые, есть одиннадцать, да лет токмо, а встретились нонеча мы в лицее номер одиннадцать. Эва, какая символика!» Так, частично используя диалектную новгородскую речь, я провела свой урок. Вместе с ростовскими пятиклассниками мы строили на доске «терем» из частей языка, наводили в нем порядок, а в конце занятия «высадили» вокруг терема бумажные ландыши, символизирующие чистоту и красоту русской речи, на обороте которых ребята записали свои впечатления от урока.

«Удивление как фактор мотивации» – эти слова можно считать педагогическим кредо Дарьи Цветковой. Для регионального этапа конкурса «Учитель года» она придумала… урок-марафон «Удивительный мир прилагательных». Преподавательница выступала в роли персонального тренера и справедливого судьи, а начала марафон сама, вбежав после звонка в класс под свисток и преодолев таким образом личную дистанцию. Каждый ученик получил карточку марафонца, содержащую интересные упражнения на повторение темы пятого класса «Имя прилагательное». В конце общего воображаемого «забега» каждый «марафонец» получил свой кубок.

Для того чтобы удивить, необязательно использовать внешние приемы, считает преподавательница. Переодевание, использование игр и ролей вовсе не является необходимым на каждом уроке. Основным своим педагогическим приемом учительница называет… юмор.

– Шутить могу постоянно. Интересные, удивительные факты стараюсь подбирать к каждому уроку, – делится опытом Дарья Сергеевна. – Для привлечения внимания использую в речи фразы «А вы знаете, что…», «Удивительно, но…». Поразить учеников можно необычной формулировкой темы урока. Такой, например, как «Куда «переносят» переносные значения» или «Кто «командует» корнями». Неординарное название темы занятия помогает детям понять и запомнить сложный материал. Возьмем, к примеру, корни с чередованием. Пятиклассникам очень трудно запомнить, что написание гласной зависит от наличия или отсутствия закорневого суффикса -а-. Куда проще сказать, что командовать здесь будет… девчачье имя Ира! Например, мы пишем «подбирать», но «подберет», «утирать», но «утрет» и т. д. Я часто рассказываю детям об интересных фактах из истории языка, связанных с этимологией, лингвистическими экспериментами. Наш язык удивителен! Например, с точки зрения русского языка слово «мертвец» – одушевленное существительное. Подобные примеры я ищу в энциклопедиях, других книгах, это очень большой труд – отбор материала для урока.

Дарья Цветкова любит свой город и край и для уроков старается подобрать то, что имеет отношение к Новгородчине. Так, вместе с ребятами педагог реализовала проект «Новгородский край в русской литературе». Они создали литературную карту, на которой можно увидеть изображения писателей и поэтов, чья жизнь была на постоянной или временной основе связана с Новгородской землей и кто выразил свои впечатления в художественном слове.

– Ведь даже в «Евгении Онегине» есть «новгородская» строфа! – восклицает учительница. – В Великом Новгороде существует уникальный памятник «Тысячелетие России». Он имеет форму колокола, и на его нижнем ярусе размещены фигуры представителей русской литературы разных веков. Считаю, что дети обязательно должны знать их.

Молодой педагог очень близка ученикам, живет их проблемами. Дарья Цветкова сама оканчивала школу в 2008 году и выпускной экзамен по литературе сдавала, «как в советское время», – тянула билет и отвечала. А вот по всем остальным предметам прошла процедуру ЕГЭ. Таким образом, у нее как у преподавателя имеется редкостная возможность сравнить на личном опыте обе формы экзаменов. Оба варианта Дарья Сергеевна характеризует как одинаково сложные, но против ЕГЭ у нее есть серьезное возражение:

– Одно знаю точно: мы ругаем детей за клиповое мышление, но получается, что натаскиванием, нарешиванием от него мы не уходим.

Быстро пролетели годы с той поры, когда маленькая Даша и ее сестра-близнец Настя вдвоем, как оно и бывает в реальной школьной жизни, делили в две смены один «кабинет» – детскую игровую комнату. Так почему же все-таки обе сестренки с детства мечтали стать учительницами? Ведь в их семье представителей этой профессии не было…

Мягкие игрушки в роли учеников за «партами»-табуретками, вместо доски – тетрадный разворот, приклеенный к обоям… Дарья Сергеевна снова вспоминает, как она, отличница, после окончания школы выбирала будущую профессию. Думала стать учителем английского языка. Но на чаше внутренних весов перевесило то, что ее любимый классный руководитель, Юлия Николаевна Ледяева, преподавала именно русский язык и литературу. Поэтому Даша поступила на филологический факультет НовГУ. После вуза встал выбор: идти работать по профессии или искать себя в чем-то другом? Даша… устроилась на должность администратора. По ее признанию, такой спокойной жизни ей хватило ровно на пару месяцев. По счастливой случайности в одной из школ Великого Новгорода освободилось место учителя. С тех пор ее работа… Прочитайте вновь заголовок этого очерка! Да, признание в любви к своей профессии Дарья Сергеевна Цветкова ежедневно пишет утром на школьной доске…

Почему новгородская красавица и умница, которая могла бы сделать успешную карьеру во многих других сферах, выбрала школу?

– Школьный мир – это место, где все на виду, – отвечает наша героиня. – Можно овладеть многими приемами, методами, способами, но если ты не любишь то, что делаешь, какой в этом смысл? Детям, поверьте, не так уж важна технология, по которой ты проводишь урок, не так значим очередной прием мотивации, рефлексии. Они раскусят, если это не твое. Твое – это ты. Твои улыбка, шутка, искренность, любовь. Мне кажется, на самом важном испытании конкурса «Учитель года» – уроке – сложилось это чувство единения с детьми, поэтому я и стала победителем в своем регионе.

К сказанному можно добавить: – Дарья Цветкова счастливый человек не только в профессии.

– Я очень люблю свою семью – и ту, в которой родилась, и ту, что создала, – говорит молодая учительница. – Муж поддерживает меня. У нас есть сын Мирослав. Очень символично, что в день его трехлетия, 30 апреля, я победила в конкурсе «Учитель года». Иногда мне кажется, что работа учителем – мое хобби, ведь это любимое занятие! Еще я очень люблю читать. Люблю природу, так замечательно бывает просто подышать свежим воздухом в лесу, сходить на рыбалку или на так называемую тихую охоту: сбор грибов и ягод – отдельный вид удовольствия! Мои спортивные увлечения – плавание, фитнес. А еще под настроение я пишу стихи.

Памятная медаль участника общероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы» соседствует в ее архиве с почетным знаком «Верность долгу и милосердие». Вы ведь помните? Ее девиз – удивлять! Почетный знак Дарья Цветкова получила от муниципальных властей в 2020 году. В тот период, рассказывает учительница, ее подопечные впервые в жизни перешли на дистанционное обучение. Чтобы ребята ощущали себя более комфортно, Дарья Сергеевна провела 98 уроков в дистанционном формате. Это стало рекордом в ее педагогическом коллективе и нашло отклик на уровне города.

– Просто хотелось, чтобы дети получили качественные знания, – поясняет Цветкова. – На тот момент у меня еще и собственный сын не ходил в детский сад. Помню, как семья во время моих дистанционных уроков пряталась на кухне, в комнате, чтобы не мешать. Знак очень ценен для меня!

За прошедшее после конкурса «Учитель года» время в жизни Дарьи Цветковой произошли изменения. Учительница успешно прошла аттестацию на высшую квалификационную категорию.

– Это то, что не даст расслабиться. Ведь теперь после каждого урока приходится задавать себе вопрос «Это урок учителя высшей категории?» – улыбается Дарья Сергеевна. – Шутка, конечно, но, действительно, надо быть в тонусе постоянно. Конкурс, бесспорно, мне очень помог. У меня даже есть такое предложение. Было бы хорошо, если бы аттестация шла автоматом человеку, представляющему регион на конкурсе «Учитель года». Только представьте, какой это профессиональный и личностный рост! В один из конкурсных дней я посетила пятнадцать (!) мастер-классов лауреатов. Далеко не все педагоги могут посетить такое количество важных педагогических мероприятий даже за учебный год!

На заключительном этапе конкурса новгородка выполнила и еще одну важную миссию – передала заявление на регистрацию регионального клуба финалистов конкурса «Учитель года».

А в апреле 2022 года Дарья Цветкова приняла участие в первой конференции новой организации, объединившей аналогичные региональные клубы всей страны. Таким образом, в работе по интеграции «Учителей года» есть и ее заслуга.

Светлана ПОТАПОВА, Новгородская область

ссылка на оригинал

Previous Article
Next Article