О подходах к изучению творчества Ф. М. Достоевского
В Музее романа «Братья Карамазовы» 18 апреля 2025 года состоялся семинар «Малая проза Ф. М. Достоевского: современные подходы к изучению». Организатором семинара выступил Региональный информационно-библиотечный центр РИПР, а экспертами — учителя русского языка и литературы Великого Новгорода.

Семинар объединил учителей русского языка и литературы школ Великого Новгорода, Старой Руссы и Старорусского района, преподавателей и студентов кафедры «Филология» Гуманитарного института НовГУ имени Ярослава Мудрого, а также музейных сотрудников.
Цель семинара — обсудить новые методические и творческие подходы к изучению произведений Ф. М. Достоевского.
Семинар начался с интерактивного квеста «Загадки старого особняка», который помог участникам погрузиться в атмосферу времени и творчества писателя, настроиться на продуктивную работу. Далее последовали научные доклады и творческие выступления, посвящённые разным аспектам малой прозы Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке», «Хозяйка», «Белые ночи» и другие. Особое внимание докладчики уделили философским и нравственным темам — свободе, вере, состраданию, моральному выбору — которые неизменно волнуют читателя и сегодня. В ходе встреч развернулась дискуссия о том, как прозу Достоевского можно преподносить современному читателю, вовлекая его в диалог с автором и эпохой.

Один из блоков семинара был посвящен опыту учителей русского языка и литературы СОШ № 37 Великого Новгорода Нечаевой Любови Геннадьевны и Павловой Натальи Сергеевны. Преподаватели делились опытом интеграции творческих форм работы: инсценировок, проектов, анализа символики и композиций, что делает сложные тексты Достоевского более близкими для школьников. Обсуждались способы сочетания традиционного анализа с современными практиками — креативными заданиями, дебатами, визуализацией и даже театрализацией.
Особая атмосфера мероприятия складывалась не только благодаря интересным научным сообщениям, но и общению в кругу единомышленников, любящих литературу и стремящихся открыть её новые стороны для самих себя и своих учеников.
Семинар подтвердил: малые произведения Достоевского — неисчерпаемый материал для педагогических и исследовательских поисков. Такие встречи способствуют обмену опытом между разными поколениями, формированию новых подходов и более глубокому изучению творчества Ф.М. Достоевского.

