Новгородского педагога Марию Покашникову опубликовали в «Учительской газете»

Проблемное обучение на уроках биологии

Талант учителя раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать настолько, чтобы ему самому захотелось решить поставленную перед ним проблему. О своем опыте проблемного обучения рассказывает участник конкурса «Научный катализатор», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. На сайте организатора конкурса Малой академии наук «Интеллект будущего future4you можно ознакомиться с лучшими образовательными практиками.

Проблемные вопросы, которые я ставлю на уроках биологии, заставляют учащихся выдвигать гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность, четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизуют внимание учащихся, а внимание активизирует мышление, память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания, дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.

 Проблемное изложение требует от учителя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины. Например, при изучении темы «Углеводы» я ставлю такой проблемный вопрос: «Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?»

 В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Используя СМИ, учу ребят видеть проблемы и противоречия. Например, по всем каналам телевидения постоянно транслируется огромное количество роликов, призывающих нас пить вкусные газированные напитки. Нас зазывают манящим шипением пузырьков, красивой этикеткой, показывают, что ни одна встреча друзей не обходится без этих освежающих напитков. Но, изучив детальнее состав сладких прохладительных напитков, дети узнают о вредном составе газировки. Постепенно вырисовывается проблема: как же быть? И далее разворачивается исследовательская цепочка.

Я, как учитель, руковожу мыслительным процессом учащихся, ставлю вопросы, заостряющие их внимание на противоречивости изучаемого явления, заставляющие задуматься. Прежде чем я дам ответ на поставленный вопрос, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и своими выводами.

Если учащиеся уже умеют выдвигать гипотезы, то я использую метод самостоятельной поисковой исследовательской деятельности.

Особенность учебного исследования в том, что истина, которую ребята открывают при решении учебной проблемы, в науке уже известна. Но для ребят эти факты новы, они мыслят как первооткрыватели.

При исследовательском методе обучения познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к деятельности ученого, открывающего новые научные истины. Таким образом, использование исследовательского метода обучения, одного из самых эффективных способов организации проблемного обучения, позволяет добиваться наиболее высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.